Регионы России России России Интерфакс
Первый заместитель руководителя департамента по конкурентной политике Москвы Сергей Зайцев: Две трети бюджета Москвы - это горзаказ
Главная  /  Интервью  /  Первый заместитель руководителя департамента по конкурентной политике Москвы Сергей Зайцев: Две трети бюджета Москвы - это горзаказ
Интервью
 
Сергей Зайцев
/
Первый заместитель руководителя департамента по конкурентной политике Москвы
Два года подряд столица России "гарантированно прозрачна". Такую высшую оценку Москве дает Национальный рейтинг прозрачности закупок, составленный Национальной ассоциацией участников электронной торговли (НАУЭТ) и Межрегиональным общественным движением "Против коррупции" при поддержке ФАС и комиссии Госдумы по противодействию коррупции. О том, как в городе развивается единая система размещения государственного заказа, "Интерфаксу" рассказал первый заместитель руководителя департамента по конкурентной политике (тендерного комитета) Сергей Зайцев.
Сергей Иванович, в 2007 в Москве было проведено более 80 тыс. процедур, размещен заказ на сумму свыше 430 млрд рублей, снижение стартовых цен достигло 7,7%. Справедливо говорить о том, что единая торговая площадка столицы сейчас работает, как часы?
Главный результат на сегодня: ни один контракт в Москве не может быть заключен без регистрации в единой системе торгов столицы. Вся информация о размещении городского заказа открыта для контролирующих органов, бизнес-сообщества, СМИ. Этап обеспечения прозрачности этой процедуры, считаю, пройден. Это важно. А пределов для совершенства, как известно, нет.
Расходы бюджета Москвы на 2008 год превысят 1 трлн рублей. А какова будет доля и структура горзаказа?
Пропорции останутся те же. Две трети бюджета - это горзаказ.
То есть он потянет где-то на 700 млрд рублей?
Порядок цифр такой. Если говорить о публичных торгах по бюджету-2008, то их будет проведено на сумму 600-700 млрд рублей. Важно отметить, что они начались еще в прошлом году - с тем, чтобы с 1 января 2008 года начали действовать заключенные государственные контракты и чтобы бюджетные учреждения работали в нормальном режиме.
Ваше мнение, конкурсы с участием одного-единственного поставщика - это плохо?
До принятия 94-го закона ("О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" - ИФ) действовали нормы, которые гласили: если есть единственный производитель или поставщик конкретной продукции, то он должен получить в федеральных ведомствах подтверждающую бумагу.
Сейчас такого нет. Основанием для закупки продукции у единственного поставщика сегодня является 55-я статья закона. Речь идет о монополистах, определенных федеральным законодательством. Их, кстати, немного. Во всех остальных случаях государственный заказчик обязан проводить торги. И, по закону, если пришел всего один участник с заявкой, которая соответствует всем требованиям, предъявляемым в конкурсной документации, с ним обязаны заключить государственный контракт.
Очень важно, организуя торги, конкурсную документацию, технические требования готовить таким образом, чтобы не было ограничений возможности участия всех, кто может оказать требуемую услугу. Представьте, один из поставщиков видит на нашем сайте публичное извещение о торгах, критерии определения победителя и конкурсную документацию, которая заведомо лишает его шансов на успех. Например, для заключения государственного контракта требуется лицензия для полетов на Луну, хотя к предмету торгов это не имеет никакого отношения. Поставщик информирован, что у конкурента такое разрешение есть, видит в этом ущемление своих прав и тут же подает жалобу. По закону, в течение 5 дней контрольные органы обязаны ее рассмотреть. За выявленные нарушения КОАП предусматривает жесткую ответственность: 50 тыс. рублей, 200 тыс. рублей, 500 тыс. рублей, уголовную ответственность.
На недавнем заседании правительства Юрий Лужков потребовал навести порядок при организации закупок лекарств, в частности, исключить участие фирм-посредников.
С учетом вступившего в силу закона о монетизации льгот это действительно важный вопрос. Ежегодно город закупает лекарств на сумму от 3 до 5 млрд рублей. Летом и осенью прошлого года активно шли обсуждения, как проводить эти процедуры, что будут делать федеральные органы власти для обеспечения населения лекарствами, какие права получат субъекты Федерации, как будут размещать заказы Фонд обязательного медицинского страхования и его территориальные подразделения.
Мэр Москвы не мог остаться безучастным к этому. Важно ведь не только торги по закупке лекарств провести - нужны реальные результаты, которые смогло бы ощутить население. Мы прекрасно понимаем, что рынок медикаментов - конкурентный рынок. И когда в конкурсах участвует мало поставщиков, всегда возникает вопрос, о котором я уже говорил: а как же готовилась конкурсная документация?
Можно спорить о том, как размещать государственный заказ - то ли наделить этими правами каждое учреждение здравоохранения, то ли проводить закупки лекарств централизованно для всей Москвы. Возникает вопрос укрупнения лотов. С небольшими заказами могут справляться маленькие предприятия, с большими - только крупные компании. Последние могут гарантировать качество лекарств, а мелких поставщиков контролировать тяжелее. Одним словом, полемика по этому вопросу продолжается - и с точки зрения закона, и с точки зрения здравого смысла.
В прошлом году на действия конкурсных комиссий было подано 387 жалоб. Каждая третья была признана обоснованной. На что жалуются, Сергей Иванович?
В основном на то, что конкурсная комиссия приняла неправильное решение о допуске участников и необоснованно отклонила чью-то заявку, на то, что оценка поступивших заявок была проведена не в соответствии с критериями, определенными конкурсной документацией.
Когда жалоба признается обоснованной, выдается предписание контрольного органа, которое обязывает госзаказчика исправить эту ситуацию. Вплоть до повторного запуска процедуры. Кроме того, по закону, госзаказчик не может заключить государственный контракт раньше, чем через 10 дней после подведения итогов торгов. Это время как раз и отводится на обжалование. Если сроки истекли, поставщик вправе обратиться в суд.
По-вашему, единая городская система размещения заказа поставила реальный заслон коррупции?
Вы хотите спросить, возможны ли случаи сговора? Судите сами. Все действия, предпринимаемые конкурсными комиссиями, государственным заказчиком, уполномоченным органам, публичны. Их можно смотреть, критиковать. Кроме того, существует регулярная ротация членов конкурсных комиссий.
Если говорить о значимых для города торгах (от 10 млн рублей, а в случае подряда - от 20 млн рублей), то вопросы формирования и выделения бюджетных средств, обоснование этих расходов, подготовка технических требований к самому заказу - это ответственность госзаказчика. Когда процедура пройдена, он подает заявку и конкурсную документацию в тендерный комитет. Де-юре проводит торги другое лицо - уполномоченный орган, департамент по конкурентной политике. После того, как определен победитель, мы говорим госзаказчику: вот, по вашим техническим требованиям, по рассчитанным стартовым условиям, согласованным с департаментом экономической политики и развития города, мы подобрали поставщика, который с поставленной задачей справится. Остается заключить государственный контракт и обеспечить контроль за его исполнением.
Как видите процедура длинная, разделенная. Стартовая цена известна и согласована. Процедура публична. За ней наблюдают контрольные органы, которые наделены жесткими полномочиями. Осуществляется аудио- и видеозапись, идет трансляция в сети Интернет. Добавьте к этому кодекс об административных правонарушениях с последними изменениями. Это как же надо сговориться?
Чего, на ваш взгляд, сегодня реально не хватает конкурсной системе города?
Главная задача - создание сертифицированных обособленных торговых площадок, работающих по единым нормам и правилам. Сейчас их более 20, это префектуры округов и крупные государственные заказчики, которые самостоятельно проводят процедуры 2-го уровня, когда сумма заказа не превышает 10 млн рублей. В этом случае тендерный комитет обеспечивает методическое руководство и организует работу единой информационной системы.
В нынешнем году нам предстоит создать и переаттестовать порядка 80 обособленных торговых площадок по всему городу. План-график их ввода утвержден первым заместителем мэра в правительстве Москвы Юрием Росляком. На таких площадках обязательно будет работать служба "одного окна" по приему-выдаче конкурсной документации, торги обязаны проводить конкурсные комиссии из числа обученных специалистов. И таких специалистов должно быть в комиссии не менее 50%.
Если говорить о количестве процедур, на городской площадке проводится менее 10% от общего количества, хотя в денежном выражении это две трети городского заказа. Остальные размещаются на торгах 2-го уровня. Мы сейчас даже говорим о том, чтобы верхнюю планку торгов 1-го уровня поднять до 50 млн рублей. Остальное отдадим на места. Какая разница, кто проводит торги - Иванов или Сидоров? Главное, повторюсь, чтобы площадки работали в рамках существующих норм закона, установленных правил и чтобы полная информация о их работе по всем процедурам была в единой доступной информационной системе.
Версия для печати / Вернуться на список интервью
Информация
Дата : 18.02.2008 16:49 Регион : Москва
Тема : Бюджет, экономические программы Источник : Интерфакс
Смотри также
Календарь
Все события
Новости
04.02.2010 13:43 "Газпром трансгаз Томск" в 2009г сохранил объемы поставок газа регионам Сибири на уровне 2008г
12.11.2009 12:54 Медведев считает бесперспективной в современных условиях форму госкорпораций
12.11.2009 12:37 Президент РФ поручил разработать законопроект о регулировании обращения лекарственных средств
10.11.2009 14:15 Коммерческие права "КД Авиа" на международные рейсы будут передаваться по частям
13.10.2009 14:14 "Распадская" снизила добычу угля за 9 месяцев на 10% - до 7,2 млн тонн
Все новости
Комментарии и интервью
16.02.2009 Глава совета директоров Банка24.ру Б.Дьяконов: "Нам удалось сохранить брэнд, технологии и ключевых людей"
11.09.2008 Первый замгендиректора инвестиционного холдинга "Финам" И.Степанян: "По итогам работы в I полугодии мы представлены практически во всех регионах Юга России"
14.02.2008 Руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Евгений Скляров: Реализация совместной программы Москвы и РАО ЕЭС повысила надежность энергосистемы столицы
Все комментарии и интервью
Аналитика
Вся аналитика
Кредитные рейтинги
РегионДата присвоенияАгентствоЗначение
Алтайский край 15.08.2011 Fitch BB
Новосибирская область 13.05.2011 Fitch BB
Тамбовская область 11.05.2011 Fitch BB-
Республика Хакасия 04.05.2011 Fitch BB-
Кировская область 04.05.2011 Fitch B
Все рейтинги

Рэнкинги регионов*
РегионЗначение, % от общей численности населенияМесто в РФ
Алтайский край 21,62 1
* Население старше трудоспособного возраста, 2010 г.
Все рэнкинги

Облигации
РегионОбъем эмиссии / ВалютаДата погашения
Ярославская область 3000000000 / Рубли 15.04.2014
Ярославская область 3000000000 / Рубли 16.05.2013
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 19.12.2013
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 20.12.2012
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 22.12.2011
Все облигации

Россия, 127000, Москва, ул. Первая Тверская-Ямская, д. 2
Тел. +7 (495) 250-80-36; Факс: +7 (495) 250-94-57;
e-mail: cea@interfax.ru
Build: 1.3.1