Регионы России России России Интерфакс
Генеральный директор ЗАО Группа Синара М.Ходоровский: "Кризис не только приносит проблемы, но и открывает новые возможности"
Главная  /  Интервью  /  Генеральный директор ЗАО Группа Синара М.Ходоровский: "Кризис не только приносит проблемы, но и открывает новые возможности"
Интервью



Мировой финансовый кризис, отразившийся в России в первую очередь на банковской системе, оказывает влияние на такие отрасли как металлургия, автопром, машиностроение, строительство и грузоперевозки. Многие предприятия вынуждены сокращать объемы производства, приостанавливать реализацию проектов, оптимизировать инвестиционные программы. О том, на что сегодня делает ставку Группа Синара, развивающая несколько бизнес-направлений, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал генеральный директор компании Михаил Ходоровский.

- Михаил Яковлевич, каким был 2008 год для компании? Какие ключевые события Вы можете выделить?

- В целом совет директоров и менеджмент ЗАО Группа Синара удовлетворен работой компании в 2008 году. Мы практически выполнили все принятые планы, завершив год с прибылью. Выручка от реализации (без НДС) увеличилась на 35% и составила 12 млрд 858 млн рублей.

На 2008 год пришелся пик инвестиционной активности Группы Синара. В течение года в состав компании вошли сразу три предприятия: строительная фирма "КОМ-БИЛДИНГ" (Волгоград), Уральский дизель-моторный завод и Свердловский губернский банк (Екатеринбург). Приобретение новых активов проходило в рамках развития приоритетных бизнес-направлений Группы Синара - локомотивостроения, девелопмента и финансовых услуг - и соответствовало утвержденной долгосрочной стратегии развития компании.

- Расскажите, как создавался этот основополагающий для компании документ? Будете ли Вы его корректировать в связи с изменениями, которые происходят на мировых финансовых рынках и в целом в мировой экономике?

- До недавнего времени стратегическое планирование для многих компаний в большей степени было имиджевым элементом, а не содержательным. Мы всегда пытались формулировать не только оперативные задачи и среднесрочные ориентиры нашей деятельности, но и долгосрочные. Поэтому еще два года назад начали работу над стратегической программой, понимая, что это даст возможность двигаться по четко выверенной траектории.

К разработке были привлечены специалисты крупной международной консалтинговой компании Roland Berger. Документ получился очень серьезным и охватывает период до 2022 года. Согласно принятой стратегии развития выделены три ключевых бизнеса, которые позволят компании стать крупным игроком в занимаемых рыночных нишах.

Разумеется, сегодня мы очень внимательно следим за внешней экономической ситуацией в России и в мире, в наших тактических действиях всегда присутствует тщательный анализ, позволяющий нивелировать последствия негативных изменений на рынке. Конечно, планы и тактика поведения на 2009 год и 2010 год корректируются. При этом никаких кардинальных изменений стратегических целей не будет - мы не снимаем тех задач, показателей и уровней, которые определены стратегией.

- "Синара - Транспортные машины" (СТМ) стал первым дивизиональным холдингом, который был сформирован в составе компании. Расскажите, как развиваются предприятия, входящие в его состав.

- В 2008 году Уральский завод железнодорожного машиностроения (УЗЖМ) выпустил девять двухсекционных электровозов 2ЭС6 и десять модернизированных локомотивов ВЛ11. Всего, согласно контракту с Российскими железными дорогами (РЖД), в течение 2008-2009гг на Свердловскую железную дорогу будет поставлено 35 современных локомотивов 2ЭС6. В настоящее время конструкторско-исследовательский центр холдинга СТМ ведет работу над созданием нового электровоза 2ЭС10 с асинхронным тяговым двигателем.

Людиновский тепловозостроительный завод (ЛТЗ) тоже работает устойчиво. В прошлом году он выпустил 77 тепловозов и освоил производство модернизированного маневрового тепловоза ТЭМ7А для РЖД. Объем вложенных средств в развитие предприятия составил 250 млн рублей. В ближайших планах ЛТЗ - подготовка к серийному производству нового маневрового тепловоза с электропередачей ТЭМ9, который успешно прошел заводские тесты и уже отправлен в ОАО "ВНИКТИ" на дальнейшие приемо-сдаточные испытания.

Стратегическая задача для предприятий холдинга СТМ - выпуск в год 300 секций электровозов постоянного тока различных модификаций и до 200 тепловозов, как для российской экономики, так и на экспорт (страны СНГ и Ближнего Востока).

- Какие мероприятия проводятся в рамках модернизации предприятий холдинга СТМ?

- Технологическое перевооружение проводится в рамках всей производственной цепочки. В бюджете СТМ на 2009 год предусмотрен объем инвестиций в размере 1,2 млрд рублей. Что касается УЗЖМ, то за очень короткий период времени - два года - было построено практически новое машиностроительное предприятие. В апреле 2009 года при участии президента РЖД Владимира Якунина запущен первый пусковой производственный комплекс по серийному выпуску грузовых электровозов. Его мощность - 60 двухсекционных локомотивов в год. Параллельно идут работы по организации второго аналогичного комплекса. Все мероприятия финансируются в соответствии с инвестпрограммой и направлены на оптимизацию производственных процессов и технологию. Естественно, это отразится на экономике, в первую очередь - на сокращении себестоимости продукции.

Надеюсь, что стимулом к устойчивому развитию российского транспортного машиностроения послужит Хартия о взаимодействии, которую подписали в апреле РЖД, Синара - Транспортные машины и другие предприятия отрасли. Она направлена на то, чтобы предприятия принимали на себя добровольные обязательства по выполнению мировых стандартов при выпуске продукции, созданию рабочих мест. В свою очередь, РЖД будет совершенствовать процесс ценообразования при закупках с учетом стоимости жизненного цикла железнодорожной техники и инвестиционных затрат производителей на ее создание.

- Есть ли в планах Группы включение в состав этого холдинга Уральского дизель-моторного завода?

- Сегодня Уральский дизель-моторный завод (УДЗМ) является самостоятельным предприятием в рамках Группы Синара. Предприятие работает устойчиво, выполняет заказы для судостроительных предприятий, выпускающих продукцию для нужд ВМФ России. Одна из основных задач, стоящих перед нами, - выработка механизмов кооперации предприятия в рамках Группы. Первый результат этой работы - это создание на УДМЗ новых модификаций дизелей для железнодорожной техники. Например, дизель 8ДМ21Л для ТГМ-6ДУ и ДГ - 880 для ТЭМ9 уже поставляются на тепловозостроительный завод в Людиново. Также заканчивается разработка дизеля 12ДМ21Л, который планируется устанавливать на тепловоз ТЭМ7А. Что касается включения УДМЗ в локомотивостроительный холдинг - это вопрос времени.

- Машиностроительные заводы страны остро почувствовали на себе влияние мирового финкризиса. С какими проблемами столкнулись машиностроительные предприятия Группы Синара?

- Проблемы у всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от отраслевой принадлежности сейчас общие - наличие неплатежей, сокращение источников финансирования, отсутствие долгосрочных и дешевых ресурсов. Машиностроение особенно остро ощущает на себе эти проблемы. Это, конечно, дестабилизирует ситуацию.

- Как Вы решаете эти проблемы, в частности, как ведется работа по привлечению кредитных ресурсов?

- Мы очень плотно работаем с кредитными институтами, как с отечественными, так и с зарубежными. В 2008 году холдинг Синара - Транспортные машины привлек кредит Европейского банка реконструкции и развития, Уральский завод железнодорожного машиностроения - Сберегательного банка. Часть проектов кредитуют банки, входящие в состав Группы: СКБ-банк и Свердловский губернский банк. Также мы работаем с ВТБ, ВЭБом, Газпромбанком, ищем и находим те условия, которые нас сегодня удовлетворяют.

- Группа Синара создала второй дивизиональный холдинг ОАО "Синара-Девелопмент". Расскажите об этом проекте.

- Девелопмент также одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Поэтому совершенно не случайно в апреле этого года была сформирована Синара-Девелопмент. Холдинг ориентируется на оказание различного спектра девелоперских услуг в рамках реализации проектов строительства жилой и коммерческой недвижимости в Екатеринбурге и других городах Свердловской области, а также в городе Волгограде.

Планы у нас достаточно амбициозные. Ситуация на рынке непростая, но очень интересная, так как кризис, к счастью, не только генерирует проблемы, но и открывает новые возможности. По итогам прошлого года мы поработали неплохо, и в этом году продолжим развитие. Естественно, перестраиваем работу, чтобы избежать потерь и реализовать все поставленные задачи.

- Одним из направлений холдинга "Синара-Девелопмент" называлась реализация проектов комплексного освоения территорий.

- Наши основные объекты сконцентрированы в двух регионах - уральском и южном. Мы продолжаем заниматься проектом "Новокольцовский", который предполагает освоение около 650 гектаров земли на юго-востоке Екатеринбурга. Это будет классический проект комплексного освоения территории (КОТ). В 2008 году в рамках реализации проекта были проведены топосъемка и геофизические изыскания, разработана концепция развития территории, к работе над которой в качестве консультантов привлекались международные консалтинговые компании - Knight Frank и DTZ. Архитектурно-градостроительная концепция КОТ "Новокольцовский" будет готова в третьем квартале 2009 года. Общая площадь застройки составит предположительно 3 млн кв. метров.

Понятно, что активная фаза проекта "Новокольцовский" начнется тогда, когда для этого на рынке появятся условия. Уверяю вас, что к этому времени Синара-Девелопмент будет абсолютно готова к активным действиям. В Волгограде мы строим жилье. В настоящее время здесь происходит наращивание динамики продаж построенных квартир.

- Какие еще проекты ведет Синара-Девелопмент? На какой стадии находится их реализация?

- Действительно, Синара-Девелопмент уже проводит переговоры о начале реализации ряда проектов в Екатеринбурге на условиях аутсорсинга. Так, холдинг планирует выступить в качестве лэнд-девелопера проекта комплексного освоения территории "Зеленая долина" на северо-востоке Екатеринбурга, закончить строительство торгово-офисного центра "Нахимов Плаза" на улице Вайнера, реализовать девелоперский проект "под ключ" по строительству жилого комплекса "Альбатрос" на пересечении улиц Белинского и Саввы Белых. Кроме того, холдинг будет вести поиски дополнительных источников финансирования для строительства административного здания "Царский мост" и бизнес-центра "Невада".

Также в рамках частно-государственного партнерства мы продолжаем работу по проектированию объектов всесезонного горного курорта "Архыз" в Карачаево-Черкесии. В настоящее время закончены проектные работы по объектам первого пускового комплекса поселка "Романтик", включающего 6 гостиниц, SPA-центр, административное здание, рестораны, внутреннюю инженерную структуру поселка. Готовятся документы для проведения государственной экспертизы проектной документации. В наших ближайших планах - работы по проектированию горнолыжной инфраструктуры первого пускового комплекса и окончательные переговоры на поставку оборудования канатных дорог. Также мы ведем активные переговоры с российскими и зарубежными инвестиционными банками на предмет долгосрочного финансирования объектов горнолыжной инфраструктуры.

- Михаил Яковлевич, есть ли в планах компании расширение географии реализации девелоперских проектов?

- Ситуацию на рынке мы мониторим, и не исключаю, что если увидим интересные проекты на других территориях, то будем их обсуждать. Но задачи проводить региональную экспансию в девелоперском бизнесе у нас нет. Тогда как в банковском бизнесе географическая экспансия - это один из факторов, который дает непосредственный экономический результат. В девелопменте такого нет. Но в тех регионах, где мы присутствуем, будем развиваться обязательно. Могу отметить, что по объемам девелоперского бизнеса "Синара-Девелопмент" будет стремиться стать одним из основных игроков на рынке в Свердловской области.

- Расскажите, как проходит процесс объединения СКБ-банка и Свердловского губернского банка, когда его планируется завершить?

- Как известно, Группа Синара в прошлом году расширила финансовое бизнес-направление: в состав компании вошел Свердловский губернский банк. Сейчас ситуация в банке стабилизирована, ведется плановая работа в рамках соглашения, подписанного с Агентством по страхованию вкладов. Мы свои обязательства неукоснительно выполняем.

Если говорить о слиянии СКБ-банка со Свердловским губернским банком, то эта тема в повестке дня. У нас нет задачи просто сложить два бизнеса - есть задача получить дополнительную синергию, и мы понимаем, как это реализовать. В этом вопросе не может быть поспешных решений, это ежедневная серьезная, объемная работа. Сейчас мы синхронизируем технологическую платформу, продуктовую линейку банков и решаем другие задачи, которые связаны непосредственно с бизнесом. Помимо этого требуется реализовать ряд корпоративных процедур. Я думаю, что слияние произойдет через год-полтора, не раньше.

- Есть ли в планах Группы Синара увеличении сети банковского бизнеса?

- Действительно, банки работают как с розничными клиентами, так и с корпоративными. При работе с корпоративными клиентами не всегда требуется физическое присутствие на территории, тем более сейчас, когда есть такие возможности дистанционного банковского обслуживания как "интернет-банк", "Клиент-банк" и другие. Что касается обслуживания розницы и малого бизнеса, то банку лучше физически быть в тех местах, где есть такие клиенты.

У СКБ-банка есть стратегия по расширению филиальной сети. В 2008 году мы открыли более 20 подразделений банка. На начало 2009 года работало 112 офисов СКБ-банка и 30 - Свердловского губернского банка, различного статуса. Изменения на рынке заставили нас скорректировать свою политику по географии присутствия, поэтому в текущем году были закрыты несколько банковских представительств.

Банки, как и все предприятия Группы Синара, имеют антикризисные планы. Поэтому в 2009 году активной экспансии не будет - в плановом бюджете заложено открытие порядка 5 новых точек. Вместе с тем, ситуация меняется очень динамично, и если мы увидим, что происходят какие-то позитивные изменения, тогда оперативно примем решение открыть не 5, а, к примеру, 20 новых офисов.

Реализуя план по открытию новых точек продаж, мы отчетливо понимаем, на какой территории и какой бизнес будем развивать. У нас есть свои инструменты, чтобы оценить потенциал территории. Сегодня в четырех часовых поясах - от Хабаровска до Калининграда, от Мурманска до Таганрога - мы смогли обеспечить соответствующий уровень технологии банковского сервиса.

- Планирует ли Группа дальнейшее увеличение масштаба банковского бизнеса?

- Банковский бизнес для Группы Синара - одно из приоритетных направлений, определенных стратегией развития компании. По итогам 2008 года СКБ-банк получил 682 млн рублей прибыли - это хороший результат с учетом тех проблем, которые имеют место на финансовых рынках и в целом в экономике.

Конечно, мы собираемся развивать финансовое направление, диверсифицировать банковские продукты, физически расширяться как с точки зрения объемов бизнеса, так и с точки зрения географии. Несомненно, будем увеличивать бизнес, но с учетом оптимального использования ресурсов, которые сможем задействовать.

- Рассматривает ли Группа Синара в существующих условиях приобретение новых предприятий для включения их в холдинги группы?

- Если появится интересный проект, то обязательно будем его рассматривать. И по банкам, и по другим направлениям - это вопрос конкретного анализа. Рынок периодически предлагает новые возможности, открываются новые позиции. Мы очень внимательно следим за ситуацией в различных отраслях и стремимся оперативно реагировать.

- Михаил Яковлевич, в завершение интервью расскажите, что Вы ждете от 2009 года для Группы Синара?

- Я жду устойчивой работы и реализации тех планов, которые мы наметили. Очень надеюсь, что второе полугодие нам продемонстрирует элементы стабилизации. Группа Синара готовится к этому и будет использовать все возможности, чтобы эффективно развиваться, обеспечив выполнение тех задач, которые поставили перед нами совет директоров и акционеры.

Версия для печати / Вернуться на список интервью
Информация
Дата : 25.05.2009 12:18 Регион : Свердловская область
Тема : Экономика и инвестиции Источник : interfax.ru
Смотри также
Календарь
03.02.2009 Выставка-ярмарка разработок свердловских предприятий в сфере нанотехнологий пройдет 17-18 февраля в Екатеринбурге
03.04.2012 Около 50 инновационных компаний примут участие в VI Сибирской венчурной ярмарке в Новосибирске
31.10.2012 Более 600 человек принимают участие в молодежном форуме ШОС в Алтайском крае
29.04.2013 Более сотни инновационных проектов в различных областях науки представлены на ярмарке в Алтайском крае
12.11.2013 X Федеральный инвестиционный форум
Все события
Новости
26.10.2009 16:06 Свердловский губернатор оценивает инвестиционную емкость региона в 1 трлн рублей в год
26.10.2009 15:32 Свердловские власти договорились с Госбанком развития Китая о финансировании трех проектов на $1,5 млрд
21.10.2009 15:31 НОВАТЭК станет основным инвестором строительства железной дороги Салехард-Надым
07.10.2009 10:08 "Фортум" обязался полностью профинансировать и своевременно ввести в эксплуатацию первую очередь Няганской ГРЭС
06.10.2009 15:44 УОМЗ заявляет о соблюдении сроков реализации проекта по созданию СП по производству светотехники нового поколения
Все новости
Комментарии и интервью
Все комментарии и интервью
Аналитика
10.05.2012 ПУТЕВОДИТЕЛЬ ИНВЕСТОРА: СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 2011-2012
09.04.2008 Перспективные направления развития территорий Калужской области
16.05.2006 Исследование сделок с землей и недвижимостью в Российской Федерации: Свердловская область
08.09.2005 Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов)
12.04.2005 Aнализ состояния в области нормативно-правового регулирования земельных отношений в российской федерации и предложения по его совершенствованию
Вся аналитика
Кредитные рейтинги
РегионДата присвоенияАгентствоЗначение
Алтайский край 15.08.2011 Fitch BB
Новосибирская область 13.05.2011 Fitch BB
Тамбовская область 11.05.2011 Fitch BB-
Республика Хакасия 04.05.2011 Fitch BB-
Кировская область 04.05.2011 Fitch B
Все рейтинги

Рэнкинги регионов*
РегионЗначение, % от общей численности населенияМесто в РФ
Алтайский край 21,62 1
* Население старше трудоспособного возраста, 2010 г.
Все рэнкинги

Облигации
РегионОбъем эмиссии / ВалютаДата погашения
Ярославская область 3000000000 / Рубли 15.04.2014
Ярославская область 3000000000 / Рубли 16.05.2013
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 19.12.2013
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 20.12.2012
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 22.12.2011
Все облигации

Россия, 127000, Москва, ул. Первая Тверская-Ямская, д. 2
Тел. +7 (495) 250-80-36; Факс: +7 (495) 250-94-57;
e-mail: cea@interfax.ru
Build: 1.3.1